Lexus LX570 c 8ми ступ АКПП (2015-2018)


AE80F-восьмиступенчатая АКПП. Устанавливается на модели LX570 c 2015 г

Для начала пара выдержек из тех. релиза об особенностях новой АКПП.

►Управление AI-shift* оптимизирует управление трансмиссией и автоматически изменяет схему переключения передач. В результате обеспечивается высококлассная работа трансмиссии.

* Интеллектуальное управление переключением передач

►За счет координации управления с двигателем достигаются превосходная реакция и ослабление толчков при переключении передач.

Что же, все новое прекрасно, только почему-то каждый второй владелец жалуется на удары в коробке, непонятность и нестабильность ее логики переключений? Lexus несколько раз делал обновления, но без фактических улучшений.

Для теста предоставлена машина 2018 г.в. Фирма всегда поддерживает имидж и много лет отдает предпочтение Lexus LX. Кроме этой машины есть еще два LX570 2012гг, российский и американский. Сравнение показало: лучше всех едет американец, россиянин чуть хуже, но также не доставляет проблем с динамикой и комфортом. Самый новый ― хуже всех по адекватности, тяге и комфорту работы двигатель-коробка. Точных описаний проблем коробки назвать не смогли, сообщив, что «машина вроде ездит, но тупит на разгоне (не всегда, бывает и едет нормально) и главное: коробка живет своей жизнью, переключается сама по себе, а на малых скоростях вообще непредсказуема, есть рывки и ударчики, и не угадаешь, как она поведет себя при следующем нажатии на педаль газа»

Подключаю компьютер, выбираю нужные для записи параметры. Едем смотреть.

 

Сначала режимы малых педалей газа.

С места проходим переключения 1➡️2➡️3 несколько раз. Они ощущаются, но именно ударов, на которые жалуются владельцы машин 2015-17 г.в. я не заметил. 2018 г.в. имеет свою прошивку коробки и, возможно, Лексус добился некоторого улучшения для этого режима. Далее тест в обратном направлении: со скорости 30-20 км/ч замедляемся до 15-5 км/ч с последующим нажатием газа. Это режим городских пробок или проезд лежачих полицейских на малой скорости. Вот тут уже начинают вылазить недоработки, и самый максимум болячек в поведении оказывается в районе скоростей движения 5-15 км/ч. В чем выражается дискомфорт? При нажатии педали газа для дальнейшего движения возникают как правило два варианта проявлений и оба они нехороши. Первый вариант: нажимаем газ на обычные 20-25% по педали ― мотор мычит, но машина очень вяло откликается. Второй ― более частый и более некомфортный. При тех же условиях происходит резкий скачок оборотов двигателя с двойным ударом в коробке и последующим сбросом оборотов двигателя. Многократно повторяем ситуацию и каждый раз получаем один из этих вариантов. На экране я уже вижу причину проблем, нужно только конкретизировать в цифрах. Проблемы абсолютно не в коробке, а в управлении ей. «Умный мозг» не дает ей работать адекватно, я бы даже сказал вредит. В зоне скоростей, где должна работать 2-я передача, система включает либо 3-ю, либо 1-ую, отсюда и такое поведение. Попали на 3-ю ― вялый отзыв на педаль, на 1-ую ― рывок в ответ на нажатие газа. Ладно бы один рывок, так тут же система делает переключение 1➡️2, что вызывает дополнительный удар в коробке.

Почему так сделали? Это проблемное место для любых коробок, сделаешь так ― будет одна проблема, сделаешь по-другому ― уйдет первая, но появится другая. Данная проблема ― результат технического компромисса. Скажу лишь одно: какой бы интеллект ни внедряли в мозг коробки, какие бы тысячи вариантов дорожных ситуаций ни опробовали создатели… Если не соблюдается главное условие логики переключений передач, то коробка не будет работать адекватно и предсказуемо. При одном и том же нажатии педали газа (0-100%) скорость переключения на передачу вверх ВСЕГДА должна превышать скорость переключения в обратном направлении!

В тесте были получены следующие значения. Переключение 1➡️2 при 8 км/ч, 2➡️3 при 13 км/ч (я говорю о минимальных). Так вот в обратном направлении, при замедлении скорости движения а/м, переключение вниз ➡️1 умный мозг заставлял делать  на 15 и даже 27 км/ч! Что хорошего можно ожидать от этого и о какой адекватности и комфорте можно говорить?

Едем дальше. Смотрим диапазон скоростей 50км/ч и выше. Я уже работал с восьмиступенчатыми коробками на другой марке (GM Tahoe, Escalade 2018 г) и интересно было сравнить подходы. Я прочитал в релизе по поводу прекрасной функции торможения двигателем и экономии топлива, знаю, что на самом деле получается из этого, и ожидал увидеть то, что происходит. Вкратце, если на разгоне бросить педаль газа, то коробка остается на той передаче, на которой она разгонялась. Кроме экономии топлива, Lexus с с радостью вещает о том, что при активной поездке это здорово помогает при следующем нажатии на педаль газа: коробке ведь не нужно переключаться вниз, обороты двигателя высокие, отзыв на педаль быстрый. Это понятно, только сделайте это на режим Sport! и вопросов не будет. Я именно так и настраиваю коробки для режимов Sport. Но Drive, а тем более Comfort/ECO, подразумевают совсем другое поведение автомобиля.

Тесты в цифрах. Энергично (педаль газа 70%) разгоняемся до 90 км/ч и бросаем педаль. Коробка была и осталась на 4-ой передаче (хотя это зона уже 8-ой передачи) обороты висят 2900, машина заметно замедляет ход. Так и будет, пока не начинаешь работать газом. Нажимаем немного газ, гудит, но не едет. Добавляем газу ― коробка пошла переключаться вверх. Было бы гораздо комфортнее на Comfort и просто D, сбросив газ сразу, получить 8-ую передачу с оборотами около 1000 и долго катиться накатом, никого не трогая. Совет: для того, чтобы быстрее выйти из этого «умного» торможения, рекомендую сразу после сброса газа вновь немного нажать и удерживать педаль газа ― тогда вы увидите по падению оборотов двигателя как в течение нескольких секунд произойдут ступенчатые переключения коробки на высокую передачу. Этот прием можно использовать всегда, он поможет на любых скоростях движения. Заметим, что, если разгон происходит на небольших нажатиях газа, коробка успевает переключаться на повышенные и, по достижении тех же 90 км/ч и отпускании педали, вы увидите на тахометре не 3000, а 1000. К слову, американцы на упомянутой выше коробке, тоже «умничают» с торможением, но дают при сбросе газа переключиться на +2 передачи, обороты стоят хотя бы 2000, а не 3000, хотя все равно не комфортно.

Далее. Рассматриваем жалобу «не едет». Эта ситуация возникает на скоростях 50,60,70 км/ч и выше.Педаль газа немного нажата, понадобилось увеличить скорость―  плавно добавляем педаль, добавляем еще и еще, но «не едет», пока уже не надавишь конкретно, и за счет понижения на несколько передач машина стартует. Вспомним тут про те два других LX570 2012 года, что они то едут, то нет (на самом деле они могут еще лучше, я настраивал их и прошивки для них есть). Проанализировал эти режимы нового Lexus на логах, сравнил их с данными калибровок старых и могу сказать, что настройки машин оказываются идентичны. Причина в связке мотора с коробкой. Неудивительно. Все производители используют близкие подходы (об этом я писал не раз в других статьях). Но и тут можно улучшить разгон, зная особенности. Дело в том, что при движении на малой педали, гидротрансформатор заблокирован, обороты двигателя находятся в зоне слабой тяги и не могут вытянуть. Чтобы снять блокировку, отпустите педаль газа на полсекунды и нажимайте сколько надо ― ГТР будет разблокирован по условию отпущенной педали, и не будет препятствовать росту оборотов до 2200-2500, разлоченый ГТР в свою очередь добавит крутящего момента (принцип его действия), что обеспечит вам более энергичный разгон на таком же нажатии педали газа.

Что же можно сделать? У меня большие сомнения, что Toyota или Lexus наступят себе на горло и откажутся от неудачной идеи «умного управления» коробками, максимум им удастся добиться уменьшения ударов при переключениях. А напрасно. Люди уже уходят от них в пользу других марок. В частности те, с которыми я проводил тест, очень недовольны и расстроены новым LX570 и уже приняли решение о смене машины, подобную информацию получал и от других своих знакомых. Дилеры даже не подтверждают наличие проблем, хотя в приватной беседе соглашаются и подтверждают постоянные нарекания от владельцев. Действительно жаль, прекрасный автомобиль испортили сами же производители.

Есть ли альтернативные решения, чтобы машина вела себя нормально без всяких подстраиваний под нее? К сожалению, пока ничего. Я знаю как сделать этот авто более комфортным, предсказуемым, мощным и динамичным, но нет технической возможности из-за отсутствия открытых заводских калибровок и редакторов для правки коробок AE80F нового LX570. Мои зарубежные коллеги разрабатывают для меня софт, работающий с Toyota, Lexus, и когда будет решение также пока неизвестно.