Lexus LX570 c 8ми ступ АКПП (2015-2020)


AE80F-восьми ступенчатая АКПП. Устанавливается на модели LX570 c 2015 г

Для начала пара выдержек из тех. релиза об особенностях новой АКПП.

►Управление AI-shift* оптимизирует управление трансмиссией и автоматически изменяет схему переключения передач. В результате обеспечивается высококлассная работа трансмиссии.

* Интеллектуальное управление переключением передач

►За счет координации управления с двигателем достигаются превосходная реакция и ослабление толчков при переключении передач.

Чтож, все новое прекрасно, но почему-то владельцы жалуются на удары в коробке, непонятность и нестабильность ее логики переключений? Lexus несколько раз делал обновления, но без фактических улучшений.
Для теста была предоставлена машина 2018 г.в. Фирма всегда поддерживает имидж и много лет отдает предпочтение Lexus LX. Кроме этой машины есть еще два LX570 2012гг, российский и американский. По словам представителя: лучше всех едет американец, россиянин чуть хуже, но также не доставляет проблем с динамикой и комфортом. Самый новый ― хуже всех по адекватности, тяге и комфорту работы двигатель-коробка. Точных описаний проблем коробки назвать не смогли, сообщив, что «машина вроде ездит, но тупит на разгоне (не всегда, бывает и едет нормально) и главное: коробка живет своей жизнью, переключается сама по себе, а на малых скоростях вообще непредсказуема, есть рывки и ударчики, и не угадаешь, как она поведет себя при следующем нажатии на педаль газа»
Подключаю компьютер, выбираю нужные для записи параметры. Едем смотреть.
Сначала режимы малых педалей газа.
С места проходим переключения 1➡️2➡️3 несколько раз. Они ощущаются, но именно ударов, на которые жалуются владельцы машин 2015-17 г.в. я не заметил. 2018 г.в. имеет свою прошивку коробки и, возможно, Лексус добился некоторого улучшения для этого режима. Далее тест в обратном направлении: со скорости 30-20 км/ч замедляемся до 15-5 км/ч с последующим нажатием газа. Это режим городских пробок или проезд лежачих полицейских на малой скорости. Вот тут уже начинают вылазить недоработки, и самый максимум болячек в поведении оказывается в районе скорости движения 15 км/ч. В чем выражается дискомфорт? При нажатии педали газа для дальнейшего движения возникают как правило два варианта проявлений и оба они нехороши. Первый вариант: нажимаем газ на обычные 20-25% по педали ― машина реагирует комфортно. Второй ― более частый. При тех же условиях происходит резкий скачок оборотов двигателя с двойным рывком в коробке и последующим сбросом оборотов двигателя. Многократно повторяем ситуацию и каждый раз получаем один из этих вариантов. На экране я уже вижу причину проблем, нужно только зафиксировать в цифрах. Проблемы не в самой коробке, а в управлении ей. «Умный мозг» не дает АКПП работать стабильно. Цифры получены и проблема мне понятна, но выкладывать по полочкам в открытый доступ не буду.
Почему так сделали? Это проблемное место для любых коробок 6ти и более ступеней, сделаешь так ― будет одна проблема, сделаешь по-другому ― уйдет первая, но появится другая. Данная проблема ― результат технического компромисса. Скажу лишь одно: какой бы интеллект ни внедряли в мозг коробки, какие бы тысячи вариантов дорожных ситуаций ни опробовали создатели… Если не соблюдается главное условие логики переключений передач, то коробка не будет работать адекватно и предсказуемо.
Едем дальше. Смотрим диапазон скоростей 50км/ч и выше. Я уже работал с восьми-ступенчатыми коробками GM (Tahoe, Escalade 2018 г) и интересно было сравнить подходы. Прочитав в релизе по поводу прекрасной функции торможения двигателем и экономии топлива, знаю, что на самом деле получается из этого, и ожидал увидеть то, что происходит. Вкратце, если на разгоне бросить педаль газа, то коробка остается на той передаче, на которой она разгонялась. Lexus радостно вещает о том, что кроме экономии топлива,при активной поездке, это здорово помогает при следующем нажатии на педаль газа: коробке ведь не нужно переключаться вниз, обороты двигателя высокие, отзыв на педаль быстрый. Это понятно, только сделайте это на режим Sport! и вопросов не будет. Я именно так и настраиваю коробки для режимов Sport. Но Drive, а тем более Comfort/ECO, подразумевают совсем другое поведение автомобиля.

Тесты в цифрах. Энергично (педаль газа 70%) разгоняемся до 90 км/ч и бросаем педаль. Коробка была и осталась на 4-ой передаче (хотя это зона уже 8-ой передачи) обороты висят 2900, машина заметно замедляет ход. Так и будет, пока не начинаешь работать газом. Нажимаем немного газ, гудит, но не едет. Добавляем газу ― коробка пошла переключаться вверх. Было бы гораздо комфортнее на Comfort и просто D, сбросив газ сразу, получить 8-ую передачу с оборотами около 1000 и долго катиться накатом, никого не трогая.

Совет 1: для того, чтобы быстрее выйти из этого «умного» торможения, рекомендуется сразу после сброса педали газа вновь немного нажать и удерживать её   ― тогда вы увидите по падению оборотов двигателя, как в течение нескольких секунд произойдут ступенчатые переключения коробки на высшую передачу. Этот прием можно использовать всегда, он поможет на любых скоростях движения. Заметим, что, если разгон происходит на небольших нажатиях газа, коробка успевает переключаться на повышенные и, по достижении тех же 90 км/ч и отпускании педали, вы увидите на тахометре не 3000, а 1000. К слову, американцы на упомянутой выше коробке, тоже «умничают» с торможением, но дают при сбросе газа переключиться на +2 передачи, обороты стоят хотя бы 2000, а не 3000, хотя все равно не комфортно.

Далее. Рассматриваем жалобу «не едет». Эта ситуация возникает на скоростях 50,60,70 км/ч и выше.Педаль газа немного нажата, понадобилось увеличить скорость―  плавно добавляем педаль, добавляем еще и еще, но «не едет», пока уже не надавишь конкретно, и за счет понижения на несколько передач машина стартует. Вспомним тут про те два других LX570 2012 года, что они то едут, то нет (на самом деле они могут еще лучше, я настраивал их и прошивки для них есть). Проанализировал эти режимы нового Lexus на логах, сравнил их с данными калибровок старых и могу сказать, что настройки именно двигателя – идентичны. Причина в связке мотора с коробкой. Неудивительно. Все производители используют близкие подходы (об этом я писал не раз в других статьях). Но и тут можно улучшить разгон, зная особенности. Дело в том, что при движении на малой педали, гидротрансформатор заблокирован, обороты двигателя находятся в зоне слабой тяги и не могут вытянуть. Совет 2: Чтобы снять блокировку, отпустите педаль газа на полсекунды и нажимайте сколько надо ― ГТР будет разблокирован по условию отпущенной педали, и не будет препятствовать росту оборотов до 2200-2500, разлоченый ГТР в свою очередь добавит крутящего момента (по принципу его действия), что обеспечит вам более энергичный разгон на таком же нажатии педали газа.

Второй авто, которую просили посмотреть был LX570 2017 года, уже в Москве. Владелец неоднократно обращался к дилеру с жалобами на некомфортную работу коробки на малых скоростях в пробках. Прошивку коробки обновляли несколько раз, но улучшений нет. Мы посмотрели номер прошивки, оказалась не самая последняя, было еще одно обновление, правда касающееся “затупа” на скоростях более 80 кмч при резком нажатии педали газа. Прошили последнее обновление, проверили на всякий случай, покатав в пробочном режиме. Проблемы разумеется остались (к сожалению) 🙁

Что же можно сделать? У меня большие сомнения, что Toyota или Lexus наступят себе на горло и откажутся от  идеи «умного управления» коробками, а то, что они пытаются исправить в ответ на жалобы – это борьба со следствием, а не с причиной. (Повторюсь, я не буду раскладывать здесь всё по полочкам по понятным соображениям-это мой бизнес. ) Люди же, по этим причинам, уходят в пользу других марок. В частности те, с которыми я проводил тест, очень недовольны и расстроены новым LX570 и уже приняли решение о смене машины, подобную информацию получал и от других своих знакомых. Дилеры даже не подтверждают наличие проблем, хотя в приватной беседе соглашаются и подтверждают постоянные нарекания от владельцев. Действительно жаль, прекрасный автомобиль испортили сами же производители.

Я предлагал свою помощь представительству Lexus в России для исправления этой серьезной считаю проблемы, не только в техническом, но и в имиджевом плане. Ответ был ожидаемым. Компания не принимает никаких предложений ни от кого, если сама не востребовала их. Я тоже ответил,что отказываться от помощи в ситуации, когда клиенты реально недовольны проблемой, а свои неоднократные попытки не приводят к решению, может только.. большой концерн. На это мне также ответили:), что моё мнение очень ценно для них:).

Есть ли альтернативные решения, чтобы машина вела себя нормально без всяких подстраиваний под нее? Есть. Буквально неделю назад сделана настройка первому LX570 2018 г.в. Выполнена основная работа, результат меня порадовал, потому что удалось добиться даже того, на что не рассчитывал на этом этапе.

Что сделано?

Двигатель.

Тут больших вопросов не было, настройка уже была отработана на дорестайловых авто (до 2015 г.в) – оптимальные углы зажигания во всем диапазоне оборотов/нагрузок под 95 бензин, устранение провала при нажатиях газа с наката, настройка оптимальной смеси на режимах среднего и энергичного разгонов, настройка системы изменения фаз газораспределения VVTi впускных и выпускных валов в угоду двигателю (по тяге, меньшему зашлаковыванию себя самого и ресурсу) и перенастройка диапазонов работы заслонки ACIS, изменяющей длину впускного коллектора. Отдельно потребовалась настройка связи педаль-дроссельная заслонка (пока только для режимов Normal и Power) для каждой передачи.

АКПП.

Здесь всё гораздо сложнее. Даже имея опыт, понимание и зная что нужно делать для устранения описанных в начале проблем, ничего не сделаешь, если нет инструментов. Инструмент в данном случае, это редактор прошивок, с готовыми картами и их предназначением. Вот этого как раз и нет. Поэтому предварительный этап самостоятельной подготовки инструмента занял больше месяца.

Первая тестовая поездка порадовала главным результатом – стабильностью и логикой заложенных в прошивку пороговых переключений передач как на повышение, так и на понижение. Тем самым была устранена самая главная причина и проблема рывков на малых скоростях и получена адекватность связи Педаль-Коробка передач.

Ночь после первого дня ушла на анализ логов, а следующий тестовый день на отработку пороговых переключений вверх-вниз, исходя из моего главного принципа настройки авто- “Машина должна идти за педалью газа”.

Третий день порадовал тем, что удалось таки победить проблему того, что после энергичного разгона и сброса газа, коробка на заводской настройке, не переключалась на повышенную передачу и держала высокие обороты. Машина при этом не катилась, а тормозила. Клиент сказал, что это не было такой большой проблемой, как неадекват на малых скоростях, но лично для меня такое поведение коробки было неприемлемо и я рад, что получилось решить эту проблему.

4й день, уже на другой машине, на которой доводилась шлифовка работы коробки на скоростях движения 0-20 км\ч, самая проблемная зона при замедлении ( например перед лежачим полицейским) и последующим продолжением движения, когда проявляется неприятный рывок с 1 на 2 ю передачу.

Этим не закончилось. Один из клиентов попросил добавить лёгкости в разгоне с самых малых нажатий педали акселератора. Работа не сложная для других авто, но тут пришлось потрудиться, чтобы согласовать педаль, двигатель и переключения АКПП. Т.к в Иркутске “под рукой” такого авто не было, пришлось летать  в Петербург, Краснодар и Владивосток, специально для отработки нюансов и поведения машины в разных ситуациях.

Аналогов прошивки нет, максимум, что есть на рынке чип-тюнинга  – довольно куцая настройка двигателя, включающая изменение углов зажигания и большего открытия дроссельной заслонки для получения эффекта. Настройками же коробок передач даже предыдущих версий 5-ти и 6-ти ступ Aisin никто не занимается на серьёзном уровне, тем более этой новой «умной» 8-ми ступой.